рефераты по менеджменту

Менеджмент и устойчивое развитие экономики

Страница
2

5. Руководитель должен стимулировать инициативность работников, принимать во внимание новые идеи и мысли по рационализации, уметь слушать критику в свой адрес. В этой связи весьма полезен опыт американских директоров, которые среди утренних часов работы специально выделяют час, посвящённый совещанию со своими верхушечными сотрудниками. Чаще всего такие совещания проходят в виде докладов по отделу, делаемых в присутствии заведующими отделами. Так, глава General Electric Джек Уелч в 80-ых годах поручил вице – президенту Паоло Фреско создать «Совет по услугам», в рамках которого управляющие высшего звена могли бы обмениваться новыми идеями. А управляющий компанией Kodak Джордж Фишер установил на своём предприятии для этих целей систему общения со своими подчинёнными по электронной почте. В компании «Русский мир» в конце 90-ых стали регулярно проводить «внутренний совет менеджеров», работающий по принципу совета директоров компании и имеющий целью расширить и углубить понимание проблем и задач управления. Главная задача – не контроль, а совет и наставление. Обсуждение вопросов на заседаниях внутренних советов вырабатывает у руководителей важные для организации умения – способность создавать и излагать собственное понимание сложных вопросов, усваивать другие точки зрения и быть при этом настойчивым, убедительным и открытым. Опыт работы во внутренних советах улучшает стиль управления подразделениями компании.

6. Для того чтобы быть уважаемым в коллективе, руководитель должен обладать высокими моральными качествами: честность, неподкупность, трудолюбие, справедливость по отношению к подчинённым. К сожалению, уровень заработной платы в нашей стране не способствует борьбе с коррупцией. Однако необходимо помнить, что во многих странах мира неподкупность и объективность специалистов ценится очень высоко. Так, в Германии говорят, что по честности аудитор стоит на втором месте после священника. А в Китае сочетание высоких моральных качеств с профессионализмом является основой и традицией кадровой политики. Притом китайцы всегда ставят на

первое место моральные качества: «Наш народ может снисходительно относиться к тем должностным лицам, которые имеют высокие моральные качества, но уступают по уму и таланту. Однако он не уважает тех, кто обладает профессионализмом, но морально не на высоте. А нечистоплотных и бездарных чиновников просто презирают, даже ненавидят. Любой подчинённый хочет быть избавлен от такого начальника».*

7. В условиях кардинальных перемен, в том числе в технике и технологии, на первое место в области управления выдвигаются вопросы повышения уровня компетентности управленческого персонала. Недаром во время реформ в бывшей ГДР особое внимание было уделено отбору и переподготовке новых руководителей на всех предприятиях. Реформы в Китае также были направлены на повышение квалификации управленцев. Тотальная аттестация руководителей позволила освободить кадровый состав от некомпетентных сотрудников. Второе, что было сделано в Китае, - обеспечение всеобщего непрерывного повышения квалификации персонала управления.

В Великобритании также в последнее время уделяется большое внимание переподготовке менеджеров. Существует тип курсов, который включает в себя Т-группы или обучение чувствительности. В течении нескольких дней участники собираются в группу и исследуют отношения между членами этой группы. Основная идея курса – улучшить восприятие других людей и прийти к пониманию себя, тем самым пропагандируя более тонкий, чувствительный подход к руководству. Многие, однако, находят подобный опыт неприятным, поскольку он может привести к открытию фактов, о которых люди предпочли бы умолчать.

Частично из-за сомнений в эффективности лекционного подхода к развитию менеджеров в последние годы стало популярным ролевое обучение. Здесь руководители сталкиваются с реальными проблемами, которые возникли в какой-либо организации. Теоретически, концентрируясь на решении этих задач, можно улучшить свои способности по решению проблем.

Другой подход, популярный в настоящее время - наставничество. Здесь начинающий руководитель прикрепляется к опытному и добившемуся руководителю - наставнику, который служит для ученика образцом. Преимущество наставничества в том, что оно облегчает развитие личных качеств и управленческих навыков, которым нельзя научиться на лекциях. Для того, чтобы наставничество было успешным, необходимо установить хорошие отношения. Люди, которые отвечают за развитие менеджеров, должны полностью отдавать отчёт в том, какие качества необходимы для управления и какими качествами должен обладать руководитель.**

Проведённые в 1997-1998 гг. экспертами ФРГ исследования позволили даать следующие обобщённые оценки требований к компетентности современного руководителя по 5-бальной шкале безотносительно к конкретной должности:

1 Стратегическая компетентность

глобальное мышление-4.5

системное мышление-4.3

способность видения-4.1

способность решать проблему-4.0

безопасность отношений-3.9

2 Социальная компетентность

способность работать в международной команде-4.4

способность мотивировать и убеждать-4.3

способность к учёбе и нововведениям-4.3

личное обаяние-4.1

способность к разрешению конфликтов-4.0

3 Функциональная компетентность

умение принимать решения-4.4

инициатива-4.4

умения, связанные с работой-4.3

гибкость в работе-4.1

выносливость в работе-3.9

4 Управленческая компетентность

организационные способности-4.3

ответственность-4.3

сила убеждения-3.9

авторитет руководителя- 3.8

поведение руководителя-3.8

5 Профессиональная компетентность

университетское образование-4.1

опыт линейной и штабной работы-4.0

работа в большинстве функциональных областей-4.0

зарубежный опыт работы-3.4

минимум 2 иностранных языка-3.7

Таким образом, чтобы быть конкурентоспособным на современном рынке труда, каждый менеджер должен постоянно повышать свой профессиональный и интеллектуальный уровень, изучать достижения техники и новые методы управления и организации труда.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту