рефераты по менеджменту

Доход — досуг: модель индивидуального предложения рабочей силы

Страница
2

Рисунок 2.

На втором рисунке показана точка максимальной полезности U1 при бюджетной линии HW1, соответствующей заработной плате w1 затем добавляется еще 4 бюджетных линии (каждая соответствует растущей ставке заработной платы). Соответственно смещается и положение оптимума: U1 → U2 → U3 → U4 → U5. Отметим, что при движении U1 → U2 → U3 человек выбирает меньше часов досуга и больше часов труда. Но дальнейший рост ставки оплаты, отраженный в смещении бюджетной линии от w3 до w4, приводит к оптимуму U4, а затем и U 5 — соответствующим меньшему количеству труда, и большему — досуга.

Индивидуальная кривая предложения труда вначале направлена вперед и вверх, а затем загибается назад. У каждого работника точка подобного перегиба индивидуальна, так как у каждого своя карта безразличия между доходом и досугом.

Это соображение позволяет сделать довольно важное замечание: точка перегиба на кривой индивидуального предложения труда работника во многом определяется уровнем его материальных потребностей. Чем они выше, тем дольше будет продолжаться «растущий» участок кривой индивидуального предложения труда, тем более правильно с точки зрения работодателя отреагирует работник на рост своей заработной платы. По-видимому, целенаправленное стимулирование материальных потребностей способно изменить трудовое поведение людей, побуждая их работать больше в ответ на повышение заработной платы.

Воздействие на рост потребностей человека способно оказывать общество (формированием общественного мнения, тиражированием потребительских стандартов, рекламой), семья, социальное окружение. Казалось бы, работодатель принимает работника уже со сформировавшимися предпочтениями, однако уровень потребностей человека нередко увеличивается вместе с ростом возможностей их удовлетворения. И если работодатель поможет работнику поставить перед собой реальную, достижимую цель (например, покупку машины или квартиры), это существенно сдвинет точку перегиба кривой индивидуального предложения труда. Не случайно Генри Форд призывал своих работников зарабатывать деньги на покупку автомобиля, в производстве которого они принимали участие, поскольку после повышения ставки их заработной платы в два раза эта задача, на его взгляд, стала вполне достижимой.

По-видимому, менеджеры должны не просто повышать заработную плату работникам, а помогать им ставить перед собой подобные цели, побуждающие «выкладываться» в полную силу. В то же время слишком глубокое несоответствие между желаниями работника и его возможностями может привести к противоположному результату.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту