Завершая краткую характеристику понятия «сознание», мы также рассмотрим в уставленном нами выше контексте понятие «усилие».
К усилию можно отнести, пожалуй, любое физическое и умственное деяние. Усилие не обходится без затрачивания какого-либо объема сил (физических или умственных). Однако усилие - это категория субъективная, т.е. она необязательно должна реализовываться в позитивном аспекте, также ему (усилию) присущи и негативные последствия. Так, например, усилия по написанию живописного произведения могут привести к созданию всемирного шедевра либо заурядного произведения. В первом случае автор получает позитивный результат (слава, общее признание таланта и т.д.) во втором случае автор произведения терпит творческие мучения, что в итоге негативно сказывается на его духовном и физическом состоянии. Таким образом, мы можем говорить, что любое усилие (человека ли, машины под управлением человека) имеет двунаправленность вектора: позитивный и негативный, т.е. в сторону улучшения состояния объекта и в сторону ухудшения, либо нейтрализации его состояния.
Следующее на очереди из рассматриваемых нами понятий – «элемент бизнес-системы». Оно будет рассмотрено нами в два этапа. На первом этапе мы рассмотрим «планетарное» понятие «элемент», а затем «бизнес-систему» и определим основные элементы бизнес-системы.
Элемент – это, как известно, неделимая субстанция объекта. В настоящей статье мы так и будем использовать понятие «элемент».
Бизнес-система – это понятие, состоящее из двух терминов: «бизнес» и «система». Коснемся в начале понятия «система», т.к. без его раскрытия не возможно будет дальнейшее изучение выбранной нами темы: реинжениринг бизнес-процесса.
Для этого мы будем использовать понятие «система», описанное в работе В.Д. Могилевского «Методология систем», т.к. на наш взгляд данная работа наиболее подходит для выбранной темы исследования.
Система по Могилевскому – есть философская категория, характеризующая организацию материи и духовного мира человека. Понять систему проще, если дать характеристику ее основных свойств. К числу основных свойств системы можно отнести ее взаимодействие со средой, целостность, информативность, сложность, иерархичность.
Взаимодействие со средой является коренной характеристикой (свойством) любой системы – естественной либо искусственной. Среда же является не только праматерью системы, но в окружении среды живет и функционирует любая система, она испытывает на себе воздействия среды и в свою очередь оказывает влияние на среду. По этой причине взаимосвязь среды и системы можно считать одной из основных особенностей функционирования системы, внешней характеристикой системы, в значительной степени определяющей ее свойства, т.е. внутренние характеристики.
Целостность – следующее свойство системы – является внутренним единством, принципиальной несводимостью свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов.
Для того, чтобы реализовались функциональные свойства системы, необходимо информационное взаимодействие между элементами, а следовательно, наличие не только каналов связи, но и материальной наполненности их сигналами. Организация информационного обмена между элементами системы, в первую очередь, требует создания линии или канала передачи информации. Свойства канала должны обеспечить точную, надежную и быструю передачу сообщения, а значит необходима адекватность типа канала виду сигнала. Возможности передачи и переработки информации в реальном времени также имеют предел. Преодоление такого предела может быть осуществлено путем разбиения проблемы на составляющие ее более простые задачи, которые могут иметь решение.
Необходимо ввести ряд характеристик, фиксирующих содержание информации:
- семантическую, характеризующую смысловое значение информации;
- семиотическую, определяющую способ кодирования информации и ее выражение в различных шифросистемах;
- аксиологическую, имеющую смысл ценностных показателей информации для функционирования системы.
В нашей работе все три характеристики содержания информации имеют определяющий характер, а также являются основными для раскрытия стандарта IDEF и его практического применения для описания бизнес-процессов в организации. Для этого на настоящий момент мы остановимся в их описании, но обязательно вернемся, когда будем говорить непосредственно о семантике и семиотике стандарта IDEF.
Анализ информационных свойств систем непосредственно связан с понятием ее сложности, относящейся также к свойствам систем.
Громоздкость описания системы, необходимость привлекать для ее исследования развитой математический аппарат, многомерная динамика свидетельствует о не простоте системы. Дать строгую характеристику сложности системы весьма затруднительно, не опираясь при этом на математический аппарат. Однако и для математики – это одна из сложнейших задач.
С гносеологических позиций не достаточно было бы ограничиться совокупностью микро наблюдений за системой, необходимо осмысление этих результатов посредством обобщения информации для перехода к макро выводам. Данный процесс обычно отражает иерархическая структура. Таким образом, в ходе анализа системы наблюдается двуединство признания – от декомпозиции ее на уровни до агрегирования при движении вверх по иерархии структуры системы.
Предоставив для последующего анализа основные свойства системы, мы должны перейти, как и планировалось выше, к краткому анализу понятия «бизнес».
В теории управления термин «бизнес» является основным концептуальным понятием и характеризуется как инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развития собственного дела.
Таким образом, опираясь на характеристику и описание терминов «система» и «бизнес» мы можем, совместив эти два понятия прийти в итоге к единому – бизнес-система, которое будет подразумевать под собой такую организацию среды, которая имеет внутренние и внешние границы, взаимодействующую как с внутренними элементами, так и с внешними агентами путем обмена деловой информацией через имеющиеся каналы связи, используя принятые для данной деловой среды семантические и семиотические правила, а также обладая сложной организационной иерархической структурой, осуществляющей экономическую деятельность с главной целью получения прибыли и саморазвития.
Касаясь понятия «элемент бизнес-системы» мы лишь упомянем, какие элементы в действительности насыщают бизнес-систему.
Все имеющиеся элементы бизнес-системы нужно подразделять на внешние и внутренние элементы.
К основным внутренним элементам бизнес-системы мы можем отнести следующие:
- организационная структура;
- политика, правила, нормы организации;
- кадры;
- информация;
- труд;
- финансы;
- технико-технологическое обеспечение;
- культура.
Основные внешние элементы бизнес-системы можно представить в следующем составе:
- социальная и демографическая среда;