Самостоятельность бюджетов субъектов федерации подразумевает
ü закрепление собственных источников доходов;
ü право самостоятельно определять направления и условия расходования бюджетных ассигнований;
ü недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных средств при исполнении бюджета;
ü право на компенсацию дополнительных расходов, возникающих в результате решений, которые были приняты федеральными органами власти и управления;
ü право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных бюджетных доходов.
Принцип законодательного разграничения бюджетной ответственности предполагает четкое закрепление за каждым уровнем бюджетной системы финансирования тех или иных расходов. Такое разграничение должно базироваться на общих принципах разделения предметов ведения и полномочий между различными уровнями государственной власти и управления. При этом в равной степени недопустимо как "сталкивание" необеспеченных соответствующими доходными источниками бюджетных расходов на нижестоящие уровни бюджетной системы, так и нерациональное использование субъектами федерации ресурсов национальной бюджетной системы.
Принцип соответствия требует проведения "вертикального" выравнивания бюджетных доходов таким образом, чтобы сбалансировать доходы и расходы каждого уровня национальной бюджетной системы. Такое выравнивание осуществляется путем закрепления за субъектами федерации доходных источников на основе общих для данной бюджетной системы принципов и методов.
Решающее значение при этом имеет способ разделения налоговых поступлений. В рамках бюджетного федерализма существуют 3 принципиальных подхода к решению этой проблемы. Согласно первому из них федерация, субъекты федерации и органы местного самоуправления имеют собственные (''непересекающиеся") налоги, которые полностью поступают в соответствующие бюджеты. Второй подход предполагает, что поступления от одних и тех же общегосударственных налогов делятся в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы. Наконец, третий подход предусматривает введение федеральными и региональными властями собственных ставок по одному и тому же налогу.
Заключение
Рассмотренный вопрос о бюджетном устройстве Российской Федерации показал, что бюджетная система Российской Федерации достаточно сложна, и взаимоотношения между бюджетами различных уровней четко регламентированы.
Основным законопроектом, регулирующим бюджетное устройство, является Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором отражены основные положение по процедуре составления бюджетов всех уровней, структура доходов и расходов бюджетов, взаимоотношения между бюджетами.
Знание бюджетного устройства помогает понять механизм регулирования государством поступающих денежных потоков, приоритетов их распределения, социальную направленность.